• anton@maket-model.com
  • +7-920-956-7451

«Архитектурные памятники Рязанской земли». Доклад Щупака Антона на детской научно-практической конференции «Губернский архитектор и судьба его творения» 2013 г.

«Архитектурные памятники Рязанской земли». Доклад Щупака Антона на детской научно-практической конференции «Губернский архитектор и судьба его творения» 2013 г.

Позапрошлым летом нам удалось осуществить давнюю мечту – совершить маленькое путешествие по Рязанской области. Маршрут был такой : Рязань – Истье  — Перевлес – Кирицы – Старая Рязань – Шацк – Выша – Сасово – Каргашино – Нестерово – Пёт – Касимов – Гусь-Железный – Рязань. 3 дня, 550 километров.

Следуя формату конференции, я попробую рассказать о нескольких знаменитых архитекторах и об архитектурных  ансамблях,  возведенных по их проектам на территории Рязанского края.

Истье. 

Приехав в Истье, первым делом пошли смотреть церковь. Она оказалась действующей ,но закрытой. Около входа висит табличка, повествующая о том, что это памятник архитектуры, построенный по проекту Василия Стасова.

Ерунда, Стасов — это Спасо-Преображенский  и Троице-Измайловский соборы  в Питере, Павловские казармы на Марсовом поле, ампир и русский стиль в столицах империи. Однако все оказалось правдой.

В конце 17 века железоделательный  завод в Истье вместе с игольными мануфактурами в Столпцах и Коленцах купил генерал-аудитор Петр Кириллович Хлебников. От него завод перешел его дочери – Анне  Хлебниковой и её мужу Дмитрию Марковичу Полторацкому.  Хлебников   приглашает в Истье из Москвы тогда еще мало известного архитектора Стасова. Уже через семь лет в «отчетной записке» Стасов  сообщает, что построил по заказу Хлебникова: «две обширные усадьбы с садами, большим домом, службами, оранжереями, зверинцем, театром, манежем и различными затеями для отдыха.

На тех же землях того же дворянина два здания для двух мануфактур: одной железоделательной, а другой — по производству игл, с двумя плотинами на двух реках…, с четырьми трехэтажными зданиями, с разными другими постройками для работы и складов». Стасов разработал и проект церкви Рождества Христова в Истье, построенной  в 1816 году.

Вот как архитектор описывает свою постройку: «круглая церковь, окруженная из тесаного камня дорическими с каннелюрами колоннами, которые образуют галерею вокруг средней  части с южной и северной сторон; с двух других сторон, т. е. с востока и запада, расположены два портика; в одном находится главный алтарь, другой служит главным входом, сооружен барабан и двойной купол, опирающийся на четыре внутренние арки, соединенные с галереями хорами, окружающими всю церковь и сделанными на уровне аттика над первым этажом».

Значит, изначально храм был круглым! А невыразительная трапезная с колокольней (в которой сейчас ведутся службы) была пристроена позднее.

От великолепной барской усадьбы и огромного завода до сегодняшних дней уцелело очень мало, разве что помещичий особняк, перестроенный под жилье,  стены бывших цехов и складов, да домна, единственная сохранившаяся с тех времен во всей восточной Европе…

Перевлес

Между Истьем и Столпцами, на реке Проня стоит село Перевлес. В 1824-1839 гг. там на средства помещика Ивана Ивановича Барыкова, был возведен Храм Рождества Богородицы, грандиозное сооружение, подобного которому, говорят, нет во всей Руси.

Высота пятиярусной колокольни – около 90 метров. К сожалению, имя зодчего и подробности возведения этого храма мне выяснить не удалось. В разных источниках приводятся предположения, что это работа Доменико Жилярди, или упоминается Стасов, который дружил с Хлебниковыми – Полторацкими, но доподлинно это неизвестно.

Кирицы

В Кирицах остановились на обед на берегу оврага прямо напротив усадьбы. Перед нами вниз по склону сбегала замковая ограда и внезапно заканчивалась ничем. Не сразу сообразили, что раньше это был берег пруда.

Сам дворец выглядит волшебно и свежо после недавней реставрации. Но когда проходит первый восторг, за яркими деталями становится заметной несогласованность некоторых элементов. Ведь это была первая крупная самостоятельная работа Федора Осиповича Шехтеля.

Заказчиком был Сергей Павлович фон Дервиз, сын сказочно богатого концессионера и строителя железных дорог Павла Григорьевича фон Дервиза.  Он, было, продолжил дело отца, но без особого успеха.  Причиной была излишняя доверчивость, что-то не заладилось с компаньонами, да и строительство дворца в Кирицах оказалось чересчур затратным делом. Первоначально он возводился на основе старого двухэтажного здания, в процессе достраивались балкончики и башенки, добавлялись архитектурные элементы для того чтобы уравновесить постройку, сделать образ более гармоничным и запоминающимся.

Отчасти Шехтелю это удалось, особенно, на мой взгляд, в малых формах парковой архитектуры. Специалисты называют это эклектикой, но такое свободное проявление фантазии и позволило Шехтелю в дальнейшем стать одним из выдающихся мастеров модерна.

Здесь уместно будет сделать маленькое отступление от нашего маршрута.

Старожилово

Ведь Шехтель строил не только для старшего фон Дервиза, но и для младшего, когда Павел Павлович, штаб-ротмистр лейб-гвардии гусарского полка приехал из столицы, чтобы заняться пошатнувшимся семейным хозяйством. В Старожилово и Сохе на купленных еще отцом землях он строит усадьбы с конными заводами.

Старожиловский  комплекс создан Шехтелем в 1895 году. За 6 лет, прошедших с постройки Кириц, стиль зодчего стал более взвешенным и сбалансированным. Здесь нет буйства фантазии, которой отличаются Кирицы, все просто и даже утилитарно, но более стилистически выдержанно. Наверное, строить для музыканта и для штаб-ротмистра – это не одно и то – же.

Ночь провели неподалеку от Вышинской обители.

Пет

На следующий день еще одна загадка ждала нас в селе Пёт – огромный храм необычной архитектуры и непонятного происхождения.

По отрывочным сведениям было непонятно кто строил, зачем, откуда такой ни на что не похожий образ. И вот что удалось выяснить. Имя заказчика – купец Портнов, который обещал построить «невиданную церковь» к трёхсотлетию императорского дома Романовых. Купец имел в Пёте большую фабрику крахмальной патоки, которая действует и поныне. В  1913 году в селе Пёт был воздвигнут из красного кирпича Введенский храм. По преданию изображение купца находилось на одном из столбов внутри церкви, но роспись по большей части утрачена.

Помимо предполагаемого жертвователя доподлинно известен человек,  возглавлявший строительство этой церкви – крестьянин села Пёт Никанор Васильевич Гавриков. Однако, кто – же архитектор?

Мы уже было хотели сдаться, но случайно в одном из источников мелькнула фамилия архитектора – Молокин. Кто такой Молокин? Здесь очень помогла статья архитектора  И.Ю. Поздняковой «ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В АРХИТЕКТУРНЫХ ИЗДАНИЯХ НАЧАЛА ХХ ВЕКА, НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ», опубликованная в журнале МАРХИ «AMIT» за 2 кв. 2012 г.

Александр Георгиевич Молокин родился в 1880 г. в Вильнюсе в семье  художника-живописца. В 1910 г. он окончил с отличием Институт Гражданских Инженеров в Санкт Петербурге. Молодой архитектор был зачислен ассистентом и преподавал Строительное искусство, продолжая творческую деятельность. Как раз в эти годы в Питере сложилась замечательная школа русского модерна, одним из ярких представителей которой был епархиальный архитектор А.П. Аплаксин.

Его проект церкви Георгия Победоносца Моцкого погоста, удивительно похож на Введенскую церковь в Пёте. Конечно, молодой, амбициозный выпускник был в курсе всех последних тенденций. Этому, кстати, способствовали публикации интересных проектов в журнале «Зодчий», очень популярном в профессиональных кругах.

В 1911г. Молокин едет работать в Тамбов. В те годы село Пёт относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губернии. Можно предположить, что Молокину удалось удивить Портнова невиданными в глубинке формами храма, и он получил подряд на проектирование. А в 1913 г. он уезжает в Харьков, где занимает по конкурсу одновременно две должности городского архитектора и преподавателя архитектуры Харьковского Технологического Института.

В 1917 г. А.Г. Молокину было присуждено звание доцента, а через несколько лет — профессора. С организацией Харьковского Инженерно-строительного Института в 1930 г. А.Г. Молокин возглавил кафедру, которой бессменно руководил до конца жизни. Ряд лет он был также деканом Архитектурного факультета. В 1935 г. был утвержден научным корреспондентом  Всесоюзной Академии Архитектуры, а затем избран почетным членом-корреспондентом Королевского общества Британских архитекторов. Александр Георгиевич Молокин умер в 1951 г. в Харькове, где построил множество замечательных зданий.

Получается, что церковь в селе Пёт первый столь масштабный проект молодого архитектора и, наверное, единственный его построенный храм. Удивительно, но в церкви нет ни одного тёмного места – окна расположены таким образом, что здание, несмотря на разруху и заброшенность, полностью освещёно пересекающимися лучами света. А ещё этот огромный храм был тёплым!  Отопление производилось горячим воздухом,  получаемым в подземных калориферах и разводимым помощью подпольных горизонтальных каналов к коротким вертикальным каналам, и далее по всей площади храма. Когда уезжали, все время оборачивались, уж очень красивое и необычное сооружение – церковь Введения богородицы во храм в селе Пёт.

Нестерово

Перед  Нестерово попали в сильный дождь. Издалека был виден храм, выделявшийся своими размерами над остальной застройкой – это высоченная церковь Дмитрия Солунского и колокольня первой половины 18-го века. Самая старая на нашем маршруте и самая загадочная.

К сожалению, в доступных источниках нет достоверных сведений ни о помещике, ни об архитекторе, ни точных дат постройки. Стилистически – ближе всего – барокко, но какое необычное композиционное решение!

Церковь выполнена двухэтажной, на второй этаж  от колокольни ведет легкая арочная лестница, переходящая в открытое гульбище.  На стенах первого этажа внутри храма сохранились остатки росписей. Некоторые из них в относительно хорошем состоянии. Например, «Воскресение Христа» в алтарной части,

Серафим Саровский и моление преподобного Серафима на камне — напротив.

Очень интересны орнаменты.

Существующую роспись храма можно датировать началом 20

века, т.к. Серафим Саровский был канонизирован  в 1903 г. Неподалёку от церкви, в траве два надгробия, вероятно остатки некрополя. На них фамилии представителей древних русских родов – Ушаковых и Волконских.

Удивительно, но как много могут сказать надгробия! На одном из них надпись: « Сестре и незабвенному другу от сестры и зятя Княгини и Князя Волконских не разлучавшейся с сестрою со дня самого рождения до дня кончины, а с зятем в течение 39 летней чистой дружбы. Здесь покоится прах дочери Гвардии прапорщика девицы Анны Дмитриевны Ушаковой, родившейся 1788 г. ноября 27 дня, скончавшейся 1857 г. января 21 дня пополудни в 6 часов.

Поиск по генеалогиям, сопоставление обрывочных сведений и — удача. Княгиня Волконская, урожденная Ушакова Агриппина Дмитриевна, дочь поручика Ушакова Дмитрия Федоровича похоронена в Московском Донском монастыре. Случайно на глаза попалась фотография её надгробия.

У сестер Анны и Агриппины – одна дата рождения 27 ноября 1788 г.! Это значит они были двойняшками? Но почему такая  разная судьба? Агриппина – счастливая супруга, княгиня Волконская, Анна – так и осталась в девицах до смерти. Есть местная легенда о барыне больной с рождения, для которой от господского дома был выстроен мост прямо на второй этаж на гульбище церкви, чтобы она могла посещать службы, не Анна ли это была? А удивительный храм был построен иждивением их отца Дмитрия Федоровича Ушакова.

Осталось выбрать мужа Агриппины. В разных источниках назывались разные имена. Случайно наткнулся на генеалогию дворянского рода Раллей. Один из них был женат на дочери Агриппины – Варваре Волконской. И там – же были сведения об отце Варвары, князе Владимире Петровиче Волконском. Он родился в 1786 г. точная дата смерти неизвестна (после 1834 г.), Во время войны с Наполеоном сражался в Тульском ополчении, в составе гусарского полка графа Салтыкова принял участие в заграничных походах. Оттуда в чине поручика вышел в отставку, в 1819 г. он уже числился поручиком Шацкого уезда. Если из даты кончины Анны Ушаковой вычесть 39 лет чистой дружбы с зятем, получится , что её сестра вышла замуж в 1818 г. Что ж, даты примерно совпали.    На второй плите надпись: «Другу моему от супруги – княгини Волконской. В благодарность за прошедшее счастье». Получается, что памятник лежит обратной стороной, а если его перевернуть, то может быть мы узнаем точную дату смерти князя Владимира Волконского?

Впечатлений от этого маршрута было очень много. Но было бы еще больше, если бы мы перед поездкой  знали  хотя – бы половину того, что выяснили сейчас, во время подготовки к конференции.

Новости

Поиск

Свежие записи

Рубрики

.